7 февраля 2020 г.

Таланты и система

Смотреть программу от 27.01.2018
Противостояние талантов и системы
сформулированный в духе "поэт в России больше, чем поэт" (с), можно свести к вопросу - что убивает поэтов в России?

Моё предположение - кнопка удовольствия в мозгу, к которой каждый талантливый человек рано или поздно получает доступ.
Именно, не жажда тщеславия, не погоня за популярностью, а ненасытная и неуёмная жажда отклика и впечатлений от социума, которому талан распахивает душу и отдаёт все силы.

Каждый человек, что-то делающий для людей, жаждет видеть реакцию на свою деятельность, на само своё существование.
Иначе зачем живёт человек среди нас?
Отклик, оценка и признание социума доставляет человеку ничем не заменимое удовольствие, приносит ощущения, которые сильнее любого наркотика.


Эйфория творчества в ответ на  социальные запросы - этакая игрушка для ребёнка, которую отними, и автор умирает.
Но оставь ему эту игрушку, и он тоже умрёт, не выпуская её из рук.
Так умирают курильщики от никотина в крови, если резко бросают курить.
От выброса анти никотина в кровь, организм не успевает перестроиться так же быстро, как привычка его неразумного обладателя.

Когда после упорных трудов у нас начинает что-то получаться, мы с позитивным откликом от социума получаем вброс адреналина в кровь.
"Вкус успеха" порождает усиление его таланта, его "возносит" над толпой.

Вознесение, воспарение, могущество - это наркотическое чувство естественной природы, получение неземного удовольствия без химических веществ.
Эйфория, вдохновение, воодушевление выводит автора на новые горизонты и ещё больше вызывает потребность в творчестве, его мастерство растёт, понимание мироустройства и своего места в мире расширяется.
Ситуация, описанная Франсуа Вийоном - "От жажды умираю над ручьём".

Полагаю, чтобы преуспеть, таланту не обязательно бесконечно само тиражироваться, то есть двигаться по горизонтали со всё возрастающей скоростью.
Талант может перейти по вертикали на уровень выше, реализовывать своё возрастающее мастерство, решая всё более трудные задачи.

Может быть В.Высоцкому в 1978-79 годах надо было не Жеглова в кино играть, а уединиться, чтобы стать настоящим режиссёром собственного фильма.
Найти иной социум в новой, в неосвоенной сфере более широкого социального пространства, нежели актёрство перед камерой.

Что таланту может сделать государственная система управления, если её структуру составляют его поклонники, за редким исключением?
Что ему государственные границы, если его знают и любят везде?

Например, Высоцкий мог бы свободно, долго и счастливо работать во Франции или в Польше.
Везде, кроме Москвы и СССР.
Правда, для этого ему надо было чем-то пожертвовать, родиной или жизнью.

Чтобы жить и работать дальше, певцу и актёру надо было отказаться от достигнутого уровня творческой "лёгкости" и шагнуть в пучину неизвестности и риска.
Возьмусь за гуж, а вдруг не сдюжу?
Всегда и всем страшно менять судьбу своими руками.

О дауншифтинге, как социальном лекарстве от пресыщения сытой жизнью, тогда было не известно.

Сценический дауншифтинг - это ситуация радикальной новизны, когда автор остаётся один на один не со зрителями, над которыми певец уже чувствует свою власть, а перед самим собой.

По большому счёту дать свой ответ на вызов судьбы, который Высоцкий воспринял как спасение слишком поздно.
Воодушевление перед съёмками "Зелёного фургона" обрекало его на внутри российскую борьбу с ветряными мельницами.
Безнадёжность и безвыходность для Высоцкого заключалась внутри давно освоенного им социального пространства.
Питаться было нечем, организм привык к большим дозам адреналина в крови, выходить из самозависимости от жажды успеха надо было медленно.
Социальное пространство СССР его душило и не отпускало.
Он попал в ловушку, в зависимость от любящих его близких людей и чувствовал далёких слушателей, от всего русскоязычного общества, которое жаждало его песен и не знало, чем ещё и как угодить своему любимцу.

А ему просто нужна был свобода, на которую он не осмелился и, чувствуя бессилие не мог отважиться.
Впрочем, он, как истинный поэт, сам напророчил свою судьбу в песне

...Я смеюсь, умираю от смеха:
Как поверили этому бреду?!
Не волнуйтесь — я не уехал,
И не надейтесь — я не уеду!

Предначертанный свой путь Высоцкий знал, а выйти из плена своего же само сбывающегося пророчества не сумел.
Как знать, возможно, что дожив, дотянув до 29 июля, он вышел бы из стягивающейся вокруг него мёртвой петли в новую жизнь.
И мы бы имели сегодня Высоцкого не только актёра и певца, но и режиссёра уровня А.Тарковского, В.Шукшина, С.Говорухина.

Если суждено умирать, то он предпочёл это сделать в России, а не в Париже, как Булат Окуджава.
Поэтому, есть для Высоцкого Россия, но нет для него вселенной.
Он имел предпосылки стать гражданином мира и говорить на новых языках, включая кинематографический, и это было бы очень интересно всему миру.

=
Трудная задача всегда поначалу кажется неразрешимой, но когда найден способ решения, трудности испаряются.
Вызов судьбы для поэта часто принимает вид смерти.
Борьба за жизнь становится мучительной и тягостной потому, что высасывает силы человека, который по инерции решает не те задачи, что ему на самом деле нужно решать, а те, на чём уже набил руку.

И этой рукой он бьёт себе по морде и не понимает что с ним происходит.
Вступая в бесконечное соревнование с самим собой, талант иссякает быстро.
Масштаб новых задач пугает грядущими неудачами, полоса адаптации и обучения к новым нагрузкам отталкивает назад в зону привычного комфорта.

"Как школьнику драться с отборной шпаной", так и таланту страшно менять привычную свободную дружескую среду на тесную, враждебную.
Высоцкому не хватило одиночества, он нарушил норму забвения при жизни.
Полагаю, что Владимир Высоцкий явился продуктом социума под названием "театр Юрия Любимова".

Подобные социумы возникли на волне оттепели и в российском кинематографе, литературе, драматургии и в других театрах страны, не только у одного Ю.П.Любимого.
Как царскосельский лицей для лицеистов А.С.Пушкина, театр на Таганке породил своё соцветие талантов: Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Николай Губенко, Борис Хмельницкий...
Ю.П.Любимов собрал в своём социальном пространстве и воспитал актёрский социум, производящий таланты как печь, в которой пироги выпекаются сами.

Одно лишь присутствие критической массы способных людей в одном месте формировало и создавало благоприятные условия для творческого развития индивидов.
Но он не знал, что делать со своими питомцами дальше.
Может быть напрасно учитель слишком сильно привязывал учеников к своему театру, репертуару, ролям и спектаклям.
Он их конечно опекал, защищал, но невольно тем самым и сдерживал.

Оправданием служит то, что и сам Юрий Любимов тоже плыл на той же волне успехов-неудач, и его несло неведомо куда по социальному руслу повышенного внимания к его режиссуре и театральному языку.
Мне кажется, по-хорошему ему следовало бы уступить актёрам своё место в режиссуре.
Что и случилось само собой после его отъезда за рубеж из СССР на долгий срок.

P.S.
Убийство карьеры не так плохо, если сравнивать с самоубийством ради карьеры.
(х/ф Мисс Слоун, Miss Sloane, 2017 г, Великобритания, США, Франция, 126-я минута)

Если человек не может сломать систему, которая мешает его талантам, это не беда, а проблема, которая ждёт оригинального решения.

Предположу, что Владимир Высоцкий, как спринтер из своей песни, не рассчитал сил на длинную дистанцию.
Система внешних запретов, ограничений и наказаний для настоящего таланта, который свободен и самодостаточен по определению, здесь ни при чём.
Если человек ссылается на обстоятельства, то он не свободен, значит бесталанен, но поэта в бесталанности обвинить невозможно, следовательно, государство перед ним бессильно.
28.01.2018
07.02.2020