20 мая 2018 г.

Заметка о будущем кино и телевидения

...
Прогнозы, предсказания, предвидения и догадки интересуют нас лишь затем, что позволяют определить тенденции, понять, куда движется мир.
Эта заметка о будущем кино.
Как снимают фильмы сегодня, и что может быть завтра?

Документализм

Камера наблюдает за происходящим в кадре со стороны, при этом сама старается всеми силами оставаться за кадром.

Даже перед зеркалом, если оно возникает по ходу фильма, камеры и оператора не видно, в этом заключается мастерство, чтобы скрыть за углами обзора "наблюдателя", глазами которого зрители видят фильм.

Поэтому зритель видит на экране как бы "документальное" кино.
Как бы потому, что при съёмках постановочного фильма метод - стороннего наблюдателя - сохраняется.
Зритель легко принимает эту условность, и кино смотрится "как взаправду".

Появление очков Google Glass (увы, ссылка не работает) со встроенной скрытой камерой делает оператора, а вместе с ним и зрителей, не наблюдателем, а соучастником событий.
Это принципиальная смена отношений между зрителем и автором фильма.
Появляется новая кино парадигма.
Как бы документальное становится документальным по-настоящему.

Новая кино парадигма ярко проявила себя в документальных фильмах о дикой природе британской широковещательной корпорации BBC, например, в сериале 2017 "Spy in the Wild" "Шпионы в дикой природе".
Без непосредственного погружения в среду обитания животных, птиц и даже насекомых, камера не могла бы зафиксировать мир фауны в таком качестве и в такой захватывающей достоверности.

Наблюдательство

В наблюдательский, т.е. традиционный метод создания фильма, почти никогда не вносятся элементы прямого контакта, когда персонажи обращаются к зрителю, смотрят в непосредственно в объектив.
Прямой контакт был и будет оставаться исключением из общего правила постановочных фильмов.
По той же причине сценический театр не может себе позволить методы, который использует театр иммерсивный, зрители, сидящие в зале, условно считаются невидимыми для актёров.
Полагаю, это положение дел перестаёт быть единственным и главенствующим в кинематографии, и вот почему.

Стороннее наблюдательство приучает нас, и артиста, и зрителя думать о том, КАК ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ со стороны, глупо или смешно, героически или испуганно.
Отсюда у начинающих артистов возникает стремление к позёрству и дурной театральности.
А соучастие, содействие побуждает думать о том, что ты видишь, на чём концентрируешь своё внимание и, главное, ЧТО "ТЫ" ДЕЛАЕШЬ дальше, исходя из полученной картинки.

Скрытые камеры и очки Google Glass делают метод прямой съёмки доступным средством создания эффекта погружения в реальность.
И фильмы, снятые с новых позиций, в большой степени позволяют понять, почему реальность у каждого своя.
Почему все действуют по-разному, несмотря на то, что исходные данные вроде бы одинаковые.

Два человека в очках-камерах снимут разные истории об одном и том же событии, и массовое явление видеороликов на Ютубе свидетельствуют о закате эры централизованных СМИ с односторонней коммуникацией.

Децентрализация представлений о мире выражается во взрывообразном росте числа видеороликов, снимаемых и выкладываемых ежедневно тысячами растущей армией авторов непрофессионалов.
Но популярность получают не все ролики, а лишь некоторых из них.

Непосредственность

Что завораживает искушённого зрителя и заставляет смотреть "примитивное" самодеятельное кино?
Прямой контакт автора со зрителем, непосредственность и честность в отношениях без ухищрений и сложных постановок "действия" перед камерой.

Авторы ведут свои каналы на видеохостингах и повествуют не столько о мире, сколько о себе, о том, как они меняются вместе с миром, который они отображают на заднем фоне.
На переднем фоне выступает автор, его парадигма, воззрения и позиция.
И если автор будет вести свой канал достаточно долгое время, можно будет заметить тенденцию его развития.
Камера - инструмент саморазвития индивида, точно такой же, как и перо, клавиатура или музыкальные инструменты.
Зритель, если он смотрит захватывающие авторские ролики, учится у автора простым и важным вещам - выживанию в современном мире.

Каждый популярный ролик на Ютубе сегодня приносит его создателю популярность и деньги от рекламных показов.
Известны блоггеры, которые зарабатывают на своих роликах $2 млн в год, благодаря одной лишь популярности своего видеоканала.
Не удивительно, что у каждого успешного автора появляются свои эпигоны и подражатели.

Подражательство

Но почему подражательство не приносит успеха последователям?
Зрительское внимание всегда привлекает элемент новизны, а подражатели его как раз и не имеют.
Последователи при всём желании не могут стать пионерами, они идут по чужим следам, не поднимая головы, и не могут обойтись без привычных ориентиров.
Для них событием является чужие рейтинги, а не собственные открытия и находки.

Событие опережает последствия точно так же, как переживание события предшествует его осмыслению.
Сначала что-то быстро происходит, потом медленно приходит понимание того, что именно, как и почему это произошло.
Человек не в силах осмыслить происходящее, он просто не успеет осмыслить все события, произошедшие в поле его зрения, не хватит времени даже перечислить все события.
Поэтому он, видя экран целиком, фокусируется не только на изображении, но и на своём курсоре в рамках этого экрана.

Зритель, прежде сидящий перед экраном, всё больше превращается в пользователя с мобильным экраном и собственными интересами внутри экранного пространства.
Пользователи смартфона и компьютеров не простые потребители зрелищ, которых им показывают по расписанию.
Они выходят из телевизионных сеток вещания, как ребёнок из детской песочницы.
Они сами выбирает, что, когда и каким образом смотреть.
Они встроены не в зрелищную реальность, а в собственную, на которую способны оказывать влияние без составителей программ и прочих ретрансляционных посредников.
Телевизионная среда окончательно и бесповоротно стала интерактивной.

Интерактивность

Интерактивность, о которой мечтали телевизионщики в конце прошлого века, наступила полно и для многих неожиданно.
Телевидение неуклонно теряет свою аудиторию, не осознавая в полной мере, почему это происходит и к чему нужно готовиться в ближайшее время.

Из производителей актуальных новостей, телевидение незаметно для себя превращается в ретрансляторов чужих качественных видео программ, испорченных своими безвкусными комментариями, бесчисленными рекламными вставками и анонсными перебивками.
На телевидении доля сюжетов, заимствованных из интернета, постоянно растёт, а доля качественных программ, способных привлекать независимую интернет аудиторию, должным темпом не увеличивается.
Возникает дисбаланс, ведущий к тому, что телевизор начинают смотреть спиной или без звука.
Рекламоизготовители это учли и давно делают телерекламу с текстовым сопровождением специально для такой "глухой" теле аудитории.
Для интерактивной аудитории лучшие рекламисты делают совершенно другие ролики.
Потрясающие по силе, краткости и смыслу.

Во время просмотра видео курсор пользователя гаснет, но по окончании - курсор появляется на экране вновь и мигает.
Курсор ждёт решения своего повелителя, который с окончанием фильма вышел из роли зрителя.

Ученичество

Подражательство отнюдь не лишено смысла, напротив, это весьма целесообразная деятельность.
Зависть к чужому успеху - это активная сила, которая овладевает зрителем, который как гонщик чувствует, что его обгоняют на повороте.
Эта чудодейственная сила требует выхода, и подражательство для автора, который чувствует, что способен сделать не хуже, это занятие - не худшая форма для выплеска невесть откуда взявшейся креативной энергии.

Таким образом ролики "заряжают" обессилевших, в попытках осмыслить мир в одиночку, авторов и вдохновляют их на новые попытки.
Однако роль "догоняющих" в этом негласном соревновании, устраивает далеко не всех авторов.
Подражательство это начальная ступень овладения авторским мастерством.
Чтобы избавиться от этой "детской болезни", нужно пытаться подражать не одному, а нескольким кумирам.
Только взяв лучшее от каждого из нескольких, можно создать своё неповторимое и неподражаемое.

В этом случае подражательство превращается в ученичество.
И тогда бессилие автора перед миром проходит, куда-то испаряется, а взамен приходит могущество.
Не сразу приходит, а постепенно.
И в этом медленности - великий смысл жизни.

Помните диалог из советского фильма "Когда деревья были большими"?
На 41-й минуте фильма влюблённые беседуют:

- Плохо, когда человеку всё сразу приходит.
- Что всё?
- Счастье.
- А как оно должно приходить?
- Постепенно и очень долго, так, чтобы на всю жизнь хватило. А то вспыхнет как спичка - ни света, ни привета...