28 сентября 2016 г.

Бизнес - цепочка от "я" к рынку

Между деловым человеком и богатством лежит рынок

Для наследников большого капитала ковровые дорожки выстилают банки, им уготованы места в правлениях и советах директоров, но я хочу говорить о другой категории.
О деловых людях, которые делают себя сами.
Представим самый тяжелый случай, что вы - одиночка, решивший взять судьбу в свои руки.

Положим, вы - тот самый дилетант, которому нужно помочь что-то прояснить в голове, чтобы сделаться профессионалом.

В статье "Дилетантам нужно помочь, профессионалы пробьются сами" я писал, что среда обитания, называемая страной, где возможна передача и получение опыта, развивается быстрее, чем та, где каждый, живя обособленно, вынужден ломать голову над  проблемами, уже решенными где-то, когда-то и кем-то.
Поэтому, продолжая тему под углом зрения, как помочь дилетанту, рассмотрим возможности его обогащения в новых и постоянно меняющихся условиях.

Кому-то покажется банальным, но именно дилетанты по жизни, не имеющие, ни характера, ни друзей, ни миссии, не знают простых вещей о бизнесе, о мире и своём месте в нём.
И таких, как показывает число недовольных своими доходами, большинство.
Но светлые умы нам, тёмным, говорят: "Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали." (Коко Шанель, Ричард Бах, Роберт Кийосаки и др.)

Производство и сбыт

Основа любого бизнеса - технология производства "товара", но ключ эффективности бизнеса - его сбыт.
Нет продаж - нет бизнеса, хотя производство может и  продолжаться на пути к краху.
Вывод, любой бизнес можно сделать успешным, владея не технологиями, не связями в правительстве или в банковских кругах, а лишь одним ключевым фактором - сбытом его продукции.

Тем не менее, работа над технологией изготовления товара без работы над сбытом происходит, и она необходима.
Это так называемый допроизводственный цикл, например, создание прототипа,  стадия НИОКР, без которой товар нельзя запустить даже в мелко серийное производство.
Уже сам выбор того, что считать своим товаром, каковы его отличия от конкурентов - есть работа до начала производства, т.е. работа без факта продаж.
"Товаром" может быть что угодно, даже Технологию Сбыта Всего можно сделать своим бизнес-товаром, и этой категорией услуг активно занимаются разработчики новых веб-сервисов

Советские предприятия отдавали сбыт своей продукции на сторону, на аутсорсинг, теперь же магазины есть почти на всех предприятиях, сайты продают товары прямо с конвейера.
Не зря фирмы оставляют за собой сбыт, а из-вне привлекают оборудование, технологии и производство, потому что денежные потоки только простофили отдают в чужие руки.
А в СССР такой дурацкой была вся система, заводы производят - магазины продают, и никак иначе.
Нынче крупные компании мира делают свои гаджеты в Китае или где дешевле, а продают через своих магазины.
И бренды, торговая марка "made by..." продавца затмевают бренды производителя "made in".

Идея продукта важнее технологии продукта потому, что идея первична и предшествует технологии.
Ресурсы сами по себе не создают ценности, это всего лишь богатство, лежащее мёртвым грузом, пока нет идей по их более эффективному использованию.

В насыщенном товарами мире с рыночными границами и санкционными войнами цепочка бизнес-процесса устоявшихся производств, скажем ТЭК, очевидна:
ПОЛУЧЕНИЕ РЕСУРСОВ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / ВЫЖИДАНИЕ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - СБЫТ.
Но для производств товаров, которых еще нет в природе, схема другая, о ней и поговорим.
Но сначала повторим азбучные истины.

Бизнес не делается в одиночку

Самому себе ничего не продашь, хотя произвести что-то сам для себя можешь.
Значит новый бизнес приходит за руку с клиентом, потребителем.
Тут перед нашим дилетантом возникает вечная дилемма, что делать?
Вариантов ответов всего два: 1) производить то, что покупают или 2) пытаться продавать то, что производишь.

Для человека, не знающего, чем заняться, на чём дальше делать деньги и не имеющего ни партнеров, ни своей команды, открыты лишь эти два направления - или становиться производителем некой новации, или оставаться перекупщиком-перепродавцом чужих товаров/услуг.

Торговать чужим или каким-то своим залежалым товаром не зазорно, также как и продавать свои навыки и умения известному кругу клиентов.
Но производить новации, воплощать свои идеи "в металле", куда заманчивее.
Это похоже на использование своих способностей на новом, более высоком уровне, или на изобретение более выгодного способа использования имеющихся ресурсов.

Чтобы двигаться дальше, надо вернуться к сбыту, которого как известно всем не хватает, который вполне может стать "товаром", и на который всегда был, есть и будет высокий спрос.

Реклама и презентация

Реклама, как известно, это вспомогательная технология содействия сбыту, которая обслуживает исключительно производителей товаров.
Реклама сама по себе это специфический товар, которому тоже нужен свой сбыт, и в число их клиентов частные лица не входят, только фирмы и корпорации.
Без рекламы и маркетинговых трюков бизнес, работающий на всю катушку, попросту затоварится от перепроизводства.
Но кто сказал, что реклама - лучшее решение для начинающих новый бизнес, предлагающих новый товар рынку?
Например, Тесла-мобиле и гаджет-новинки в рекламе не нуждаются.
Напротив, презентации новых поколений Айфонов, создают предпродажные поступления средств для производств новых моделей..

Презентация похожа на рекламную акцию, но вектор у неё, в отличие от рекламы, не к складу с готовым товаром, а к желаниям и эмоциям конечных потребителей, поэтому она и создаёт спрос почти с нуля.
Тем самым запрягает лошадь впереди телеги, что логично.
Презентация обслуживает бизнес не вчерашнего дня, как реклама, а завтрашнего.
И делает это не на века, а лишь в той мере, в какой спрос готов быть удовлетворён.
В условиях опережающих производств маркетинг, как деятельность по изучению рынка, теряет смысл потому, что рынка ещё нет, товара нет, а опросы и фокус-группы бессмысленны.
Презентация не рекламная акция, это спектакль, где зрители смотрят на прототип, а в итоге встают в очередь или сразу же платят за право обладания будущей новинкой.
Демонстрация приносит производству деньги, поскольку тут сбыт опережает идёт производство товара.

Если разобраться, то презентация, как способ кредитования нового бизнеса, намного лучше, чем банковский кредит или поиск спонсора путем составления бизнес-плана или заявки на грант.
По сути, и бизнес-план, и заявка на грант - это лишь подготовка к Большой Презентации, где посредники в виде банков, венчурных фондов, спонсоров и бизнес-ангелов, исключены из процесса финансирования производства.
В упрощенной схеме остаются лишь два ключевых игрока, один из которых говорит со сцены - я произведу ЭТО, если вам ЭТО нравится, а решение, покупать или нет, принимают зрители, т.е. потребители, немедленно.

Реклама, продвигая известные всем товары, всего лишь пытается удержать спрос на уровне, достаточном для их производства, поэтому производство нуждается в рекламе, как в машина в топливе.
Это похоже на подталкивание телеги сзади и, если под горку, то это нетрудно.
Но идея - не товар, и в рекламе не нуждается.
Новые гаджеты, веб-сервисы, новации в любой сфере, нуждаются в деньгах на производство и структуру сбыта, а для это существует лишь один доступный каждому дилетанту способ - это презентация прототипа.
Без прототипа - идея не материальна, она не существует, она ничего не стоит.
Глупо представлять публике свою идею, не имея в руках макета, как и архитектору говорить о своих зданиях без эскиза за спиной.

Схема для дилетантов

Блок-схема бизнеса создания любого нового производства с нуля примерно таков:
ИДЕЯ - ПРОТОТИП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СПРОС - ПРОИЗВОДСТВО - МАЛЫЙ СБЫТ - РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА - РЕКЛАМА - БОЛЬШОЙ СБЫТ

Свернём это в табличную форму 3х3, из трех столбцов и трёх строк:
Идея Прототип Презентация
Спрос Производство Малый Сбыт
Расширение Производства Реклама           Большой Сбыт

Этап Идея - требует от дилетанта найти оппонента для обсуждения новых идей, выбраковки заведомо слабых и выбора потенциально сильных.
Повторюсь, успешный бизнес не делается в одиночку, как ни крути, а без партнера не обойтись.
Поэтому наш дилетант, квалифицированный по нашему определению, как одиночка, должен обзавестись хоть одним другом для этой цели.
Это нетрудно сделать, если партнер окажется человеком с собственными идеями.
Так складывались многие успешные бизнес-команды: Билл Гейтс и Стив Джобс, Сергей Брин и Ларри Пейдж, Элон Маск и его брат Кимбал - лишь верхушка.
А всем известные "одиночки" на самом деле главы дружных команд.
Идея в одной голове  - это не что иное, как зерно будущего урожая - спроса со стороны многих,
Но, чтобы начать прорастание, идее нужен начальный оппонент.

Этап Прототип - требует не слов, а действий.
Идея должна быстро овеществиться в грубой, но зримой форме.
Прототип в руках, или на столе, или на экране вдохновляет всех, и в первую очередь самих авторов новаций.
Зато, как много знает история случаев забалтывания прекрасных идей.
Отсутствие действий по прототипированию чревато тем, что ведёт к ликвидации базы дальнейшего партнерства.
Бесконечно обсуждать идеи, которые ни во что не выливаются, - занятие утомительное.
Без прототипа, дружба обречена на поиск "удовольствия" на стороне, а дилетанту предстоит поиск нового оппонента.

Обсуждение идей и создание прототипов - этапы сравнительно безопасные, тут можно много экспериментировать без риска потерять целевой рынок, опасен в этом смысле лишь этап презентации.

Этап Презентация - требует от партнеров расширения круга общения.
Если до презентации спрос не существовал, был почти на нуле, то после неё спрос превращается в лавину, способную накрыть её инициаторов.
Поэтому управлять лавиной надо уметь и лучше подготовиться к ней заранее.
Но это тема для конкретных проектов.

Остальные этапы в комментариях не нуждаются.

В общем виде алгоритм уровней трансформации идеи в бизнес - продукт таков:
АБСТРАКЦИЯ - МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ - ШОУ - ДОГОВОРЫ - СДЕЛКИ.
Из начальной точки головы отдельно взятого индивида, идея постоянно расширяет круг посвященных, сопричастных и приверженцев, так совершается её триумфальное шествие "от горизонта одного к горизонту многих" (с).

Подведём итоги

Самое сложное для настоящего дилетанта из 9-ти шагов - сделать первые 3 шага.
А из первых трёх - самый первый - это найти своего оппонента, родственную душу, партнера для дальнейшей работы и успешной жизни.

Вот тут-то можно остановиться и предложить рынку решение этого затруднения, нечто новенькое.
Однако, на тему "Как собирать деньги для проекта онлайн", мы поговорим в следующей статье

Если хоть одному дилетанту стало яснее, что делать, как правильно выстроить свою бизнес-цепочку от "я" к рынку, то автор свою задачу выполнил.