Источник фото |
Размышление вызвал тезис: "Трудовая этика протестантов сделала труд основным фактором процветания общества".
Бесспорно труд ценен, но не только результатами, ещё и самим процессом.
В труде рождается опыт, а особенность опыта в том, что при распространении и закреплении в массах он становится частью культуры.
Культура труда формирует и сферу отдыха и характер развлечений и менталитет населения.
Где нет трудящихся, нет и отдыхающих, разве что много слоняющихся без дела.
Но какова цель труда?
Напрашивается ответ - улучшение благосостояния индивида и его семьи.
Как следствие растёт и благосостояние страны.
Но рабский, подневольный труд нуждается в стимулах и мотивациях, а свободный творческий труд приносит радость сам по себе.
Полученный результат от работы, сделанной с удовольствием, - приятный бонус.
Не подневольный, т.е. свободный труд делает жизнь полноценной он становится формой развлечения, соревновательной игры цеховиков, профессионализма с дилетантизмом.
Вот это и есть другой важный результат труда - развитие предметной области труда.
Речь пойдёт о силе профессионализма и пользе дилетантизма.
Строителю второго фундамента было легче, чем строителю самого первого.
Быть последователем проще, хотя в бизнесе это не так выгодно как быть пионером, но для культуры строительства первенство не так важно, как накопление опыта.
Среда обитания, называемая страной, где возможна передача и получение опыта, развивается быстрее, чем та, где каждый, живя обособленно, вынужден ломать голову над проблемами, уже решенными где-то, когда-то и кем-то.
Европа многолюдна и компактна, Россия - наоборот, пространна и малолюдна, похоже на сравнение города и деревни.
Поэтому европейцам было легко учиться друг у друга, а россияне в основном обходились своим умом.
Но в этой обособленной "отсталости", на которую Россия обречена своей географией, есть и плюсы.
В такой стране возникают условия для массового изобретательства.
А если их еще и поощряют!
Выживание индивида, как всеобщий и не осознаваемый труд, всегда вознаграждает его надеждой на завтрашний день, надеждой на лучшее.
Нужда заставляет того, кто не в состоянии окружить себя нужными специалистами, быть всем понемногу, специалистом широкого профиля.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... - это про нас, россиян.
Мы исстари пытались и пытаемся компенсировать недостаток образования смекалкой.
Деревня против города не во всём проигрывает.
Универсализм против специализации имеет свои преимущества.
Известно, что любая универсальная система всегда менее эффективна в конкретном применении, чем специализированная.
Поэтому обществу выгодно иметь узких профессионалов в разных сферах жизни.
Но для развития личности универсализм и многосторонность знаний лучше, чем односторонняя специализация.
В обществах при сохранении, накоплении и передаче трудового опыта, при хорошей системе образования, развивается трудовая культура, расцветает специализация и профессионализм.
Этим путём идут, например, европейские страны.
Там, где трудовая культура испытывает затруднения в силу скажем географических причин, малонаселённости больших территорий, развивается личность, а не культура.
Это российский путь.
Впрочем, интернет уравнивает шансы на развитие и личности, и общества в целом. Географические различия стран теряют прежнее значение, но демографические - были и остаются первостепенными.
Почему одна голова хорошо, а две лучше?
Именно критическая масса умов, трудящаяся на общем поприще, обеспечивает взлёт и процветание страны.
Увы, пока на олимпах России собралось недостаточно умов для цепной реакции развития страны.