25 марта 2015 г.

Профессионализм и коммерциализация



Ссылка на источник
П
режде, когда о человеке говорили, что он профессионал, подразумевали, что это человек не просто умный, но и целеустремлённый, с характером, одним словом состоятельный.
При капитализме интегральным показателем состоятельности человека являются его финансы.
Уже мало быть профессионалом, любому делу нынче важна коммерциализация.


Если в до рыночную эпоху, в СССР, профессионал мог преуспевать сам по себе, был нарасхват, то теперь ему нужен менеджер, агент, продюсер, тот, кто его таланты сумеет выгодно продать. 
Сегодня нарасхват профессионалы в области коммерции, проще говоря, продавцы чужого товара.
Значит ли это, что профессиональный музыкант, программист или сварщик, не конкурентоспособен без личного агента?
Да. Сегодня, и завтра полагаю тоже, профи вынужден, либо найти себе агента, либо становиться по выражению А.С.Пушкина "администратором своего таланта" самому.

Секрет мастерства в том, чтобы делать то, что нравится и за это получать деньги.
Но особая выгода в том, чтобы делать то, что высоко ценится сейчас.
Какой смысл становиться профессиональным счетоводом с калькулятором под мышкой в ряду бухгалтеров-программистов?

Успех измеряется оценкой усилий.
Если ребенка не поощрять, он не научится самостоятельно даже ходить.
Но подростку моральных поощрений уже не достаточно, конфетка лучше.
Система оценок меняется со временем.

Хороший журналист сегодня не кто хорошо пишет, а кто больше получает за статью.
Так рейтинги формируют новую среду человеческого обитания.
Кто оценивает, тот и рулит.
Но рулить не значит править.
И монополизм рейтинговых агентств не вечен.
Жизнь требует смены системы ценностей, и это происходит быть может незаметно на обывательский взгляд. 

Сила рынка в разделении функций, узкой профессионализации и конкуренции исполнителей этих функций.
Нет смысла разрываться между профессионализацией и коммерциализацией в своём деле.
Появляются и развиваются агентства, специально заточенные на поиск и обслуживание профессионалов. 
Главное всё-таки быть им, а не казаться.
Помнить о том, что и коммерческим агентам нужны свои продавцы, и рекламным агентам - своя реклама.

Таким образом, коммерциализация есть декомпозиция глобального производственно-потребительского процесса на сеть подпроцессов, где каждому человеку найдется своё уникальное место в качестве профессионала.
Не может не найтись! 
Слишком сложен и быстротечен мир, чтобы в нём не сыскалось местечка для того, кто готов, ловок и охоч до помощи другим.

Для думающих иначе и всех отчаявшихся найти работу по душе, важно осмелиться, взять и предложить свои услуги рынку.
Не наниматься на работу, не искать "доброго" работодателя, а найти партнера как бы для совместного с ним бизнеса. 
Заранее согласиться с тем, что в совместном деле он - ведущий игрок, а ты - вспомогательный профессионал, мастер СВОЕГО дела.
Значит не простой работник, а такой, без которого его продукт меньше стоит.
Это и есть ценная услуга, востребованная всегда и везде.

Я не знаю профессионалов, которые с приходом капитализма потеряли своих клиентов и доходы, если это не умирающие рынки вроде счетоводства на костяшках, но часто встречаю тех, кто расцвел.
Коммерциализация провоцирует рост профессионализма.
И это то, чего так не хватало моей стране на закате эпохи социализма.